Каталог Статей
Главная » Файлы » Народ знает! |
Формирование гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
07.03.2013, 18:36 | |
![]() Вести пропаганду здорового образа жизни, сохранять и укреплять здоровье подрастающего поколения, прививать им ценностные ориентации – задача от решения, которой зависит сохранение нации и её здоровья. Такой подход к вопросу должен занимать приоритетные позиции в политике любого государства и отражаться во многих нормативных документах. На первый взгляд, кажется, что это высокие слова и прописные истины, но если вдуматься, то за ними стоит наше будущее и будущее наших детей, и то каким оно будет, зависит от нас взрослых. Только мы, взрослые люди, сможем повлиять на ход событий. Но влиять нужно комплексно, а ведущее место в этом комплексе должно занимать формирование гигиенических навыков у детей, которое, в идеале, начинается еще в дошкольном возрасте. Дело в том, что дошкольный возраст является важнейшим этапом становления личности человека. В этом периоде происходит закладка физического и психического здоровья ребенка. Правильное формирование навыков в дальнейшем переходит в стойкие привычки и потребности. То есть ребенок, а в последующем и взрослый человек, не представляет, что как-то можно поступить иначе в определенной ситуации. Добиться хороших результатов воспитания ребенка, привития ему стойких элементарных правил личной гигиены возможно только, если работа над этими задачами начинается с самого раннего детства. Ведь недаром говорят, что «семь лет домашнего воспитания» невозможно заменить ничем, а если таковое было не правильным, то исправить, что-либо в последующем практически не возможно. Многие родители ошибочно полагают, что выработка у детей навыков гигиены должна начинаться только в школе, и за это ответственны учителя. Такой подход в корне неверный, он приводит к тому, что мамы и папы этой стороне воспитания не уделяют достаточного внимания. А ведь навыки и привычки нужно «выковывать», это своего рода условные рефлексы. Получается, что у детей невозможно выработать эти навыки без проведения регулярных упражнений. Какие нужны для этого условия? • Воспитательный процесс должен быть системным. На примере это выглядит следующим образом: «мытье рук перед едой» такой навык вырабатывается, если ребенку каждый раз перед тем, как он будет принимать пищу напоминать об этом. Но важно не только напоминать о конкретном действии, нужно ещё создавать все необходимые условия для его выполнения. Касаемо мытья рук – полотенце и мыло должны быть всегда в определенном и доступном месте для ребенка. • Обучение важно проводить на положительном эмоциональном фоне. Для этого хорошо подойдут картинки, чтение рассказов, просмотр фильмов или мультипликационных фильмов пропагандирующих чистоту. Детям в увлекательной форме можно рассказать, что грязь может привести к болезням, как можно ими заразиться, а поддержание (мытье рук, ног, состригание ногтей т.д.) чистоты поможет этого избежать. Идеально для таких целей подойдет просмотр анимационного фильма «Приключения Лунтика и его друзей». Этот продукт выпущен специально для дошколят. В нем пропагандируется не только чистота, но ещё доброта, взаимопомощь, объясняется, что такое хорошо и что такое плохо в игровой доступной форме для детей. • Персонал дошкольных учреждений должен поддерживать высокую санитарную культуру. Во время учебно-воспитательного процесса дошкольные образовательные учреждения обязаны использовать специальные программы, вырабатывающие у детей простые экологические знания, правила поведения в природной среде, мотивацию к здоровому образу жизни, правила профилактики глистных инвазий. • Родители обязаны закреплять гигиенические навыки, привитые детям в дошкольном учреждении: мыть руки, самостоятельно раздеваться или одеваться, содержать в порядке одежду и складывать её, пользоваться носовым платком, аккуратно есть, правильно пользоваться вилкой или ложкой, чистить зубы и т.д. Согласитесь, что иногда мы родители «жалеем» своих чад позволяя им перехватить «что-нибудь» вкусненькое перед едой, не всегда напоминаем, что нужно муть руки и тому подобное. Плачевный результат от такого отношения не заставит себя долго ждать, весь упорный труд воспитателей пойдет «насмарку». • Положительный собственный пример. Мы должны не только требовать от детей выполнения тех или иных действий, но сами подавать пример своим детям (соблюдать чистоту, мыть руки, быть аккуратными, правильно держать ложку или вилку, не читать газеты или книги во время еды, убирать свою постель). На первый взгляд это пустяки, хотя они имеет гораздо больше значения, чем мы привыкли думать. Очень важно отметить, что воспитание гигиенических навыков у детей связанно не только с чистотой, но ещё и с воспитанием воли, характера, дисциплинированности. Такой подход поможет в будущем уже взрослым людям добиваться своих целей в жизни, не опускать руки перед трудностями, выполнять поставленные задачи. Получается, что воспитание «чистоты» подготавливает подрастающее поколение к трудовой деятельности. Ребенок приученный чистить зубы, соблюдать чистоту одежды и дома, ухаживать за волосами четко усваивает, что «грязное» не бывает красивым, автоматически получая и эстетическое воспитание, что вызывает в нем стремление к красоте и любви. | |
Просмотров: 172 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |